Исследовательская деятельность школьников в системе
экологического образования и воспитания.
«Главным результатом
модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям
опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть
свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном
мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования»
Д. А. Медведев
Актуальность
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»,
успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы
Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и
социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими
условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла
образовательных результатов, определенное в программе «Наша новая школа», и формирует направления модернизации
образования.
В эпоху быстрой смены технологий и в образовании мы говорим о формировании принципиально новой системы
изменения содержания образования, предполагающей постоянное обновление,
индивидуализацию спроса на образовательные услуги и возможностей его
удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится
не только, и не столько передача знаний и технологий, но, главное, формирование творческих компетентностей,
готовности к переобучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный
путь.
Качество
образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу
угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный,
но и надпредметный, и личностный характер.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие
занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое,
быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения
и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», - записано в Национальной образовательной
инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Другой важный момент, определивший тему проекта
- необходимость экологического воспитания и образования. На современном
этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество
должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии
с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие
окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания
подрастающего поколения обретает особую значимость. Данные положения
определяют актуальность этого проекта.
Цель проекта: создание системы
исследовательской деятельности в 9-11 классах общеобразовательной школы с целью
формирования экологических знаний.
Задачи:
- Создать команду единомышленников, способных
реализовать данный проект;
- организовать работу постоянно действующего
семинара, направленного на повышение уровня профессионализма педагогов,
работающих в рамках инновационного проекта;
- разработать программы элективных курсов для
учащихся 9-11 классов;
- разработать единые подходы, нормы и требования к
организации исследовательской деятельности в школе;
- разработать критерии оценки исследовательских работ
учащихся.
Теоретическое
обоснование разработки проекта
Выполняя
научное исследование, любой человек приобретает навыки самостоятельного творчества, которые будут
полезны в любой области
профессиональной деятельности, даже
если это будет не наука. Хуторской
В.А.
Происходящие изменения
в современной общественной жизни требуют
новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным
развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной
личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить,
добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения
и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных
по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный
процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной
деятельности.
К сожалению,
и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники средней школы не умеют
анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения
и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур
умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не
способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется
применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки
умственной рефлексии.
Современный выпускник
школы должен обладать способностью
видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их,
быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки
усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, уметь делать
обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их
экспериментально.
Для того, чтобы быть
успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, иметь
хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью
мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем
обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную
самостоятельность. И надо его этому учить.
Одним из наиболее эффективных методов развития и
способов реализации разнообразных навыков и умений обучающихся, в том числе
экологических, является исследовательская деятельность. В процессе выполнения исследования у
школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность,
инициатива, настойчивость
в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и
способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Наиболее значимой в данном процессе является
креативность. Так, детям
необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Качество
выполняемого исследования будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства,
удачного подбора методов и средств реализации проекта.
Гипотеза
проекта:
Внедрение системы
исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития экологических
знаний и умений; самостоятельности,
инициативы, настойчивости
в достижении цели.
Содержание проекта
На наш взгляд, экологическое
образование и воспитание через исследовательскую деятельность —
взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская
деятельность базируется на компонентах экологической культуры,
с другой — в результате этой деятельности происходит повышение
эффективности экологического воспитания и образования.
Этапы проекта:
Подготовительный: январь - февраль 2011
Проектировочный: март – август 2011
Реализационный: август 2011 – апрель 2012
Рефлексивный: май 2012
План – график реализации проекта
Подготовительный: январь - февраль 2011
·
Изучение
научно-методической литературы по данному направлению, опыта работы по ведению
исследовательской деятельности в учебных заведениях страны;
·
осмысление
и принятие идеи внедрения системы
исследовательской деятельности коллективом участников инновационного проекта;
·
предварительная
диагностика потенциальных возможностей и условий для создания системы
исследовательской деятельности;
·
обсуждение
идеи на методическом совете школы;
·
изучение
нормативно-правовой базы.
Проектировочный: март – август 2011
·
Формирование
рабочей команды проекта;
·
оформление приказа по школе об организации
инновационного проекта и распределении обязанностей ее участников;
·
составление
программы инновационной деятельности на полтора года и плана реализации данного
проекта;
·
разработка
программ семинаров и элективных курсов;
·
разработка системы мониторинга для отслеживания
уровня сформированности метапредметных знаний.
Реализационный: август 2011 – апрель 2012
- Проведение семинаров, «круглых столов»,
научно-практической конференции для преподавателей-участников проекта;
- Проведение ярмарки элективных курсов (выбор
учащихся);
- Организация и проведение элективных курсов по
направлениям:
- Гуманитарное «Человек и общество»
- Естественно-математическое «Мир вокруг нас»
- Проведение научно-практической конференции для
учащихся
- Выпуск школьной газеты
- Публикации работ учащихся на школьном сайте
- Мониторинг формирования метапредметных знаний
Рефлексивный: май 2012
·
Проанализировать
выполнение целей и задач проекта
·
Определить
причины «плюсов и минусов» проекта.
·
Анализ
мониторинга
·
Программирование
дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.
Ресурсы проекта
Проект рассчитан
на внутренние ресурсы школы:
- Кадровые: в проекте будут задействованы заместители
директора по учебной и воспитательной работе, педагоги школы, НОУ
«Исследователь», родители, ученики.
- Материально-технические: школьные кабинеты,
компьютерный класс, библиотека, медиатека, учебное оборудование.
Предполагаемые риски проекта
·
Недостатки
в управлении проектом;
·
психологические
особенности как ученика, так и учителя-предметника;
·
формализация в работе;
·
неверно выбранные приоритеты в мотивации
участников проекта;
·
недостаточная
подготовленность специалистов, владеющих методологической стороной проекта;
·
отсутствие качественной системы оценки
деятельности педагогов в новом для них направлении деятельности;
·
недостаточное
финансирование.
Список литературы
- Громыко Н. В. Метапредмет «Знание».
/ Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001
- Дереклеева
Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
- Илюшин, Л. С. Система школьного образования в
Великобритании [Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в
образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И.
Герцена, 1997. — С. 38—73.
- Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков
научно-исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование»
№ 2 2004, с 12-18
- Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию
исследовательской культуры школьников. ж «Практика административной работы
в школе» №1. 2004,
- Хуторской А.В. Метапредмет
"Мироведение":
Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. -
Черноголовка, 1993. - 70 с. Развитие одарённости школьников:
Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд.
Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
- Хуторской
А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО
РАО, 2000. — 304 с.
- Хуторской
А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное
издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
Приложение
Элективные курсы для
учащихся
Обязательный курс:
·
«Учебно-исследовательская деятельность» 9
-11-е классы
Естественно-математический
цикл: «Окружающий мир»
«Химия в быту»,
«Опыты без взрывов»,
«Химия, история, искусство –
перекрестки и взаимодействие»,
«Компьютерная презентация»,
«Секреты Майкрософт Иксэль»,
«Экология человека»,
«Глобальная география»,
«География международного туризма»,
Гуманитарный цикл «Человек и общество»:
«Знакомство с конституцией»,
«Если речь - профессия».
Исследовательские
проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех,
кто руководит ими. Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и
желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют
учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности
и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.
В рамках элективных курсов
формируются творческие команды, определяются темы исследовательских работ.
Задачи ,которые при этом решаются:
•
научить формулировать цель, проблему исследования,
определять ее объект и предмет;
•
заложить навыки самостоятельной работы с научной
литературой, схемами, справочниками, архивными документами;
•
научить выбирать адекватные задачам методы
исследования;
•
научить формулировать выводы по результатам исследования;
•
научить основам оформления и защиты работы;
•
способствовать формированию общей культуры учащихся и
гуманитаризации их образования.
На занятиях раскрывается алгоритм
научного способа познания, дается понятие учебного исследования, а также
творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией,
видами научных источников и формами работы с ними, а также методами
исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы. Учатся
составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал,
проводить эксперимент, выступать с докладом и оппонировать.
- Гуманитарное «Человек и общество»
- Естественно-математическое «Мир вокруг нас»
Критерии оценки исследовательских работ учащихся
Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология,
экология, химия, география, история, краеведение, правоведение, социология, экономика,
культурология, программное обеспечение и компьютерная техника.
№
|
Критерии оценки
|
Макс.
балл
|
1.
|
Актуальность
поставленной задачи
|
5
|
2.
|
Новизна
полученных результатов
|
5
|
3.
|
Уровень
проработанности исследования
|
5
|
4.
|
Достижения
автора
|
5
|
5.
|
Владение
автором научным аппаратом
|
5
|
6.
|
Научное и практическое значение результатов
работы
|
5
|
7.
|
Оформление
исследовательской работы
|
5
|
8.
|
Умение
представить свою работу и защитить её перед жюри
|
5
|
Итого:
|
40
|
Немного о результатах...
Мои публикации в социальной сети работников образования:
1.Современный урок географии
2.Публикации моих учеников
3.Галан- предприятие будущегоКачество питьевой воды в городе Курганинске
4.Отчет о поездке в этнографический комплекс "Атамань"
5.Топонимика Курганинского района
6.Атамань - казачья станица
7.Курить или не курить? Исследовательская работа
8.Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду в городе Курганинск
Комментариев нет:
Отправить комментарий