Обобщение опыта работы

Исследовательская деятельность школьников в системе экологического образования и воспитания.

«Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования»
Д. А. Медведев


Актуальность
Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Новое понимание обществом целей и ценностей образования, смысла образовательных результатов, определенное в программе «Наша новая школа»,  и формирует направления модернизации образования.
В эпоху быстрой смены технологий и в образовании мы говорим о  формировании принципиально новой системы изменения содержания образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса на образовательные услуги и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только, и не столько передача знаний и технологий, но, главное,  формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный путь.
Качество образования определяется достигнутыми образовательными результатами. Во главу угла ставятся новые образовательные результаты, носящие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер.
«Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности», -  записано в Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА». Другой важный момент, определивший тему проекта - необходимость экологического воспитания и образования.  На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания подрастающего поколения обретает особую значимость. Данные положения определяют актуальность этого проекта.
Цель проекта: создание системы исследовательской деятельности в 9-11 классах общеобразовательной школы с целью формирования экологических знаний.
Задачи:
  • Создать команду единомышленников, способных реализовать данный проект;
  • организовать работу постоянно действующего семинара, направленного на повышение уровня профессионализма педагогов, работающих в рамках инновационного проекта;
  • разработать программы элективных курсов для учащихся 9-11 классов;
  • разработать единые подходы, нормы и требования к организации исследовательской деятельности в школе;
  • разработать критерии оценки исследовательских работ учащихся.
Теоретическое обоснование разработки проекта

Выполняя научное исследование, любой человек приобретает навыки  самостоятельного творчества, которые будут полезны в любой области
            профессиональной деятельности, даже если это будет не наука.                                                                                                                                                                                             Хуторской В.А.

Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют  новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями,  выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки умственной рефлексии.
Современный выпускник школы  должен обладать способностью видеть структуру изу­чаемого материала, ставить проблемы и разре­шать их, быстро отделяя главное от второстепен­ного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения про­блемы, уметь делать обобщения на основе наблюдений, формулировать гипотезы и проверять их экспериментально.
Для того, чтобы быть успешным в современном мире выпускник должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. И надо его этому учить.
Одним из наиболее эффективных методов развития и способов реализации разнообразных навыков и умений обучающихся, в том числе экологических, является исследовательская деятельность. В процессе выполнения исследования у школьников развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели; формируется навык планомерной, технологичной деятельности и способность к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции. Наиболее значимой в данном процессе является креативность. Так, детям необходимо, определив тему исследования, детально проработать целевые установки, методы, средства и этапы выполнения работы. Качество выполняемого исследования будет зависеть от множества составляющих: творческой активности участников, умелого руководства, удачного подбора методов и средств реализации проекта.
Гипотеза проекта:
Внедрение системы исследовательской деятельности создаёт благоприятные условия для развития экологических знаний и умений; самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели.
Содержание проекта
На наш взгляд, экологическое образование и воспитание через исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания и образования.
Этапы проекта:
Подготовительный: январь - февраль 2011
Проектировочный: март – август 2011
Реализационный: август 2011 – апрель 2012
Рефлексивный: май 2012
План – график реализации проекта
Подготовительный: январь - февраль 2011

·         Изучение научно-методической литературы по данному направлению, опыта работы по ведению исследовательской деятельности в учебных заведениях страны;
·         осмысление и принятие идеи  внедрения системы исследовательской деятельности коллективом участников инновационного проекта;
·         предварительная диагностика потенциальных возможностей и условий для создания системы исследовательской деятельности;
·         обсуждение идеи на методическом совете школы;
·         изучение нормативно-правовой базы.
Проектировочный: март – август 2011
·         Формирование рабочей команды проекта;
·          оформление приказа по школе об организации инновационного проекта и распределении обязанностей ее участников;
·         составление программы инновационной деятельности на полтора года и плана реализации данного проекта;
·         разработка программ семинаров и элективных курсов;
·         разработка системы мониторинга для отслеживания уровня сформированности метапредметных знаний.
Реализационный: август 2011 – апрель 2012
  • Проведение семинаров, «круглых столов», научно-практической конференции для преподавателей-участников проекта;
  • Проведение ярмарки элективных курсов (выбор учащихся);
  • Организация и проведение элективных курсов по направлениям:
    1. Гуманитарное «Человек и общество»
    2. Естественно-математическое «Мир вокруг нас»
  • Проведение научно-практической конференции для учащихся
  • Выпуск школьной газеты
  • Публикации работ учащихся на школьном сайте
  • Мониторинг формирования метапредметных знаний
Рефлексивный: май 2012
·         Проанализировать выполнение целей и задач проекта
·         Определить причины «плюсов и минусов» проекта.
·         Анализ мониторинга
·         Программирование дальнейшей деятельности с учетом полученных результатов.
Ресурсы проекта

Проект рассчитан на внутренние ресурсы школы:
  • Кадровые: в проекте будут задействованы заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагоги школы, НОУ «Исследователь», родители, ученики.
  • Материально-технические: школьные кабинеты, компьютерный класс, библиотека, медиатека, учебное  оборудование.
Предполагаемые риски проекта
·         Недостатки в управлении проектом;
·         психологические особенности как ученика, так и учителя-предметника;
·         формализация в работе;
·         неверно выбранные приоритеты в мотивации участников проекта;
·          недостаточная подготовленность специалистов, владеющих методологической стороной проекта;
·         отсутствие качественной системы оценки деятельности педагогов в новом для них направлении деятельности;
·         недостаточное  финансирование.
Список литературы
  1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 2001
  1. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. М.: «Вербум-М.», 2001.
  2. Илюшин, Л. С. Система школьного образования в Великобритании [Текст] / Л. С. Илюшин // Инновационные процессы в образовании. Ч. 1: Образование за рубежом. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — С. 38—73.
  3. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. ж «Дополнительное образование» № 2 2004, с 12-18
  4. Файн Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. ж «Практика административной работы в школе» №1. 2004,
  5. Хуторской А.В. Метапредмет "Мироведение": Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. - Черноголовка, 1993. - 70 с. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. — 320 с. — (Педагогическая мастерская).
  6. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 304 с.
  7. Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. Научное издание. — М.: Международная педагогическая академия, 1998. — 266 с.
Приложение
Элективные курсы для учащихся
Обязательный курс:
·          «Учебно-исследовательская деятельность» 9 -11-е классы
       Естественно-математический цикл: «Окружающий мир»
«Химия в быту»,
«Опыты без взрывов»,
«Химия, история, искусство – перекрестки и взаимодействие»,
«Компьютерная презентация»,
«Секреты Майкрософт Иксэль»,
«Экология человека»,
«Глобальная география»,
«География международного туризма»,
Гуманитарный цикл «Человек и общество»:
«Знакомство с конституцией»,
«Если речь - профессия».
            Исследовательские проекты – довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. Большую роль в этом играют учителя-предметники и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом.
В рамках элективных курсов формируются творческие команды, определяются темы исследовательских работ.
Задачи ,которые при этом решаются:
         научить формулировать цель, проблему исследования, определять ее объект и предмет;
         заложить навыки самостоятельной работы с научной литературой, схемами, справочниками, архивными документами;
         научить выбирать адекватные задачам методы исследования;
         научить формулировать выводы  по результатам исследования;
         научить основам оформления и защиты работы;
         способствовать формированию общей культуры учащихся и гуманитаризации их образования.
На занятиях раскрывается алгоритм научного способа познания, дается понятие учебного исследования, а также творческой работы в форме реферата. Учащиеся знакомятся с научной терминологией, видами научных источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки работы. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, выступать с докладом и оппонировать. 

Критерии оценки исследовательских работ учащихся

Секции: математика, физика, техносфера, медицина, биология, экология, химия, география, история, краеведение, правоведение, социология, экономика, культурология, программное обеспечение и компьютерная техника.
Критерии оценки
Макс.
балл
1.
Актуальность поставленной задачи
5
2.
Новизна полученных результатов
5
3.
Уровень проработанности исследования
5
4.
Достижения автора
5
5.
Владение автором научным аппаратом
5
6.
 Научное и практическое значение результатов работы
5
7.
Оформление исследовательской работы                                                                 
5
8.
Умение представить свою работу и защитить её перед жюри
5
                                                                    Итого:
40















Немного о результатах...
























Мои публикации в социальной сети работников образования:

1.Современный урок географии
2.Публикации моих учеников
3.Галан- предприятие будущегоКачество питьевой воды в городе Курганинске
4.Отчет о поездке в этнографический комплекс "Атамань"
5.Топонимика Курганинского района
6.Атамань - казачья станица
7.Курить или не курить? Исследовательская работа
8.Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду в городе Курганинск

Комментариев нет:

Отправить комментарий